История

История вероисповеданий и церквей в Алтайском крае мало исследована. Публикаций на эту тему единицы. А по истории церквей нашего Чарышского района вообще мало что известно. Документов, раскрывающих свет на развитие церквей и последовавший их разгром недостаточно.

История храма Казанской церкви с. Чарышского насчитывает уже около 200 лет. На сегодняшний день это одно из самых древних сооружений, построенных в Алтайском крае. События, связанные церковью, тесно вплетаются в историю Алтая, с различными ее периодами: возникновение военных форпостов – казачьих станиц, освоение алтайских земель и строительства церквей, до и послереволюционные годы.

История «Казанской» церкви по-своему уникальна. Она под своим началом

Храм иконы Казанской Божьей Матери , Чарышское

Храм иконы Казанской Божьей Матери

объединяла народ не только в дни богослужений и особенно всеобщей скорби 1919г. Здесь трудились люди, которые заслуживают отдельного внимания – это: Священники Павел Вандакуров, убитый красноармейцами 1919 г. за служение своему народу и Ефим Тимаков, который в 1929 году бежал оставив свой приход и семью.  Среди учителей здесь особое место занимают: священник Иоанн Лавров (до 1889 г.), директор школы и учитель по математике — диакон Даниил Нарожнов (1912), коллежский асессор, помощник председателя Его Величества кабинета — Клюге Павел Александрович (до 1905 г.) со своей женой Екатериной Степановной и детьми, которые впоследствии становятся преподаватели двухклассного военного училища.   Нельзя не сказать о учительнице Казаковой Анисьи Ивановной (дочери последнего председателя приходского совета).

К сожалению, на сегодняшний день по истории Алтайского края, не написано ни одной книги, которая бы охватывала все его периоды. Большое количество отдельных, порой не связанных фрагментов приходилось собирать в единое повествование, для того чтобы, по возможности, раскрыть перед нами всю историю «Казанской» церкви. В этом  большую роль сыграли  прихожанеЧарышской церкви:

Фаина Романовна Казакова, Ульяна Яковлевна Мальцева, Лидия Тимофеевна Ковалик, Валентина Сергеевна Фоминых, которые дали необходимую информацию. Особенно, хотелось отметить труды  Ф.Р. Казаковой. Фаина Романовна, на сегодняшний день это единственный человек, у которой находится на руках большое количество архивных документов, касающихся «Казанской» церкви и станицы Чарышской. Много ей рассказал о «Казанской» церкви ее дедушка (председатель приходского совета 1929г.) Филипп Казаков.

Сегодня вряд ли кого нужно убеждать, какое значение имеет церковь в жизни общества и каждого человека. Но история многих церквей, в том числе и алтайского края, забыта и утеряна, документов осталось совсем мало. А ведь история каждого храма интересна по-своему. Именно церковь дает человеку моральные установки и указывает, ка не оступиться в трудной жизненной ситуации. Очень мало известно и о церкви Казанской Божьей Матери. Сохранились лишь некоторые документы, из которых мы знаем о начале строительства, священнослужителях, о проведении традиционных священных обрядов. А вот о том, что наша церковь славилась красотой и богатым убранством, знает далеко не каждый.

церковь дореволюционная Чарышск

Храм иконы Казанской Божьей Матери
/дореволюционная съемка/

Любопытно, что еще раньше здесь находилась небольшая часовенка. По видимому в этой самой часовне и работал первый священник Василий Торопов с 1824 по 1841 год. По крайней мере он является первым в сохранившемся списке.На строительства большого храма требовались большие средства.

И лишь в 1894-1895 годах, на средства прихожан была возведена церковь Казанской Божьей Матери. Большой вклад в строительство вложил известный купец Прокопий Иванович Шестаков.

Несомненно, строительство церкви было большим событием, ведь вклад сделали многие жители, кто-то помогал своими силами.

В церкви началась своя работа, велась обширная документация.

Учитывалось число рожденных и умерших. Записывались имена, принимающих таинство крещения. Все это записывалось в так называемых метрических книгах. Но самое интересное – это венчание. Бракосочетающиеся давали здесь клятву друг другу перед богом в любви, верности и взаимопомощи. Средний возраст был 19-20 лет. Если жених или невеста были другой веры, брак не разрешался.

Внутреннее убранство церкви было очень богатым.

Перед алтарем весела большая люстра. Примечательна она была тем, что состояла из 36 свечей в три яруса. Эта люстра называется паникодило. У входа также весело паникодило меньших размеров но не менее красивое. Напротив входа стоял позолоченный иконостас. Кругом были иконы, писанные по дереву, бумаге и даже жести. Многие из них были украшены серебряными окладами. Наставленные в несколько ярусов, они напоминали о фрагментах Священного Писания. Стены были украшены коврами, рядом с иконами стояли серебряные подсвечники и лампады.

Казалось, что ничто не сможет свергнуть величия и благолепия православной церкви. Но началась революция…

По словам жителей Чарышского, свидетелей тех событий, церкви действительно пришлось нелегко. На собрании объявили, что церковь больше не принадлежит приходу. Горько было, народ плакал. Но ничего не поделаешь.

В церкви иконы казанской Божьей Матери и по сей день сохранились документы, подтверждающие эти факты. Например договор от 1 декабря 1924 года :

«Передать общине верующих народное достояние в бессрочное, в безвозмездное пользование на основании того, что помещение и утварь будут использоваться по назначению. Содержать, ремонтировать, отапливать храм самим, своевременно платить налог государству, страховку. При продаже или порчи наземного имущества несет уголовную ответственность. А за прямое нарушение расторгнуть договор и привлечь к уголовной ответственности».

Многое пережила наша церковь. В 1911 году случился пожар, много имущества пострадало, само здание требовало большого ремонта. Церковь восстанавливали за счет пожертвований.

Сегодня храм все еще требует ремонта и реставрации.

Хочется верить, что когда-нибудь храм будет красивым как прежде.

История Чарышской Казанской церкви насчитывает около двухсот лет. Храм Казанской богоматери считается самым древним во всем Алтайском крае.

Первое упоминание о церкви по документам датируется 1805 годом. Казаки Колыванской линии ходатайствуют о строительстве церкви в Антоньевском форпосте и сообщают о пожертвованиях.

Регистр селениям, причисленным в приход новых церквей:

Форпост Антоньевский, смоленский приход. В Смоленский приход входил и редут Маральевский (М-Рожки).Число душ мужского пола – 41. Расстояние от нынешней церкви – 128 км. Расстояние от новой церкви – 45 км.

.

Хронология

1765 год – Первая часовня

1824 год август месяц. Первое упоминание о Чарышской церкви иконы Казанской Божьей Матери

Священник Василий Торопов

Пономарь Николай Вихров

1860 год. Список церквей Бийского округа, при коих причты получают жалование, в том числе Казанская, — станицы Чарышской.

Число лиц причта — 3

Оклад жалования – 212 рублей.

1876 год. Введена в строй церковь Кирика и Улиты.

1894 год. Открыта для богослужения церковь Казанской иконы Божьей Матери.

  1. Горела, частично восстановлена.

19 августа 1929 года. Провокация с оружием. Храм закрыт.

По 1991 год – дом культуры

25 сентября 1991 года. Создание и регистрация православной общины (Решение отдела юстиции Алтайского краевого совета народных депутатов).

1994 год. Передача документов на владение храмом православной общине села Чарышского.

Первая служба. Священник отец Сергий (в миру С.Зюков).

16 апреля 1996 года. Храм согласно «Охранного договора»

передается в безвозмездное пользование Чарышской православной общине.

 

 

 

 

(476)